Ах. Гришенька, Гришенька!

Share
Ах. Гришенька, Гришенька!
Ласточкин В.Н. о Белове Г.А.

Ах. Гришенька, Гришенька! Как-то по-другому  не хочется называть тебя – даже в твои юбилейные дни!

Гришенька, Гришенька, обаятельный, душевный, остроумный и, в первую очередь, талантливый человек!

Почти четыре  десятка годков  связывает нас с тобой творческая и человеческая дружба! А укоренилась она на любви к театру, театру как к таковому и к Театру массовых действий! А, ведь действие, движение – это жизнь!

Вот так и живет Григорий Акинфович Белов – художник, поцелованный Богом – в движении мысли, образов, цветовых ощущений и событий, волнующих любого творческого человека, а значит, и его, человека Руси и гражданина России. И в каком бы её уголке он не появился, его взгляд выхватывал и превращал в образ ту деталь, тот штрих, без которых невозможно представить себе тот или иной город или городок нашей необъятной родины.

Хотелось бы отметить, что наш герой не добился бы таких невиданных художественных высот, если бы не обладал потрясающим трудолюбием. Меня всегда поражал такой факт – он никогда не расстается с карандашом и бумагой, на которой появляются рисунки в любую свободную минуту: в ожидании встречи с кем-то, или в транспорте, или на отдыхе, или за дружеским столом, словом, когда ему удается где-то присесть…В такие минуты и рождаются его художественные шедевры. Он абсолютно, насквозь театрален – на любой, самой нетрадиционной площадке у него рождается, возникает  Театр - Театр с большой буквы! Это происходит у художника, мыслящего образами, у художника, обладающего неуемной фантазией, у художника, любящего театр во всех его удивительных формах. И он посвятил свой талант массовым формам театрального искусства.

 Из череды наших совместных работ память выхватывает созданные тобой образы:

- крупномасштабные чайки (тростевые куклы с размахом крыльев 6 метров), полет которых осуществляли пять кукловодов, поднимая и опуская трехметровые трости-палки. «Чайки» принимали участие в шествии театрализованного праздника «Петрозаводск идет дорогой Ленина» (1987 год);

-комедийный образ пианиста (кукла за бутафорским роялем, закрепленным на грузовике). Когда грузовик ехал неровности дороги «подбрасывали» руки пианиста, создавая впечатление, что они, руки, ударяли по клавишам рояля. (Один из образов Карнавала на фестивале в Сочи «Гардемарины эстрады» июнь 1993 года);

- образ говорящего правительственного дома. 4-х этажный дом «разговаривал» с ведущими юбилейного концерта силою свечения всех своих 60-ти окон ( День города, посвященный 60-летию Магнитогорска, 1989г).

- образ волжского города Саратов в виде корабля – парусника, три паруса которого, являясь экранами, показывали всю 400-летнюю историю города ( театрализованный праздник «Песни Саратова» посвященного 400-летию города, 1990 год)

- образ Москвы 30-х годов в виде парохода «Севрюга» на карнавале «Москва - порт пяти морей» (День города, посвященный 850-летию Москвы, 1997 год);

-образ Дмитруши – символа города Дмитров – юного веселого мальчугана, уроженца города, и  образ Аиста с люлькой-колыбелькой в клюве, улетающего за очередным новорожденным младенцем города. (Театрализованное представление, посвященное 850-летию города Дмитров, центральная площадь и стадион, 2003 год)

- образ «Солнце-блин» ( «С пылу, с жару!» – празднование Масленицы 4-5 марта 1995 года Москва, Поклонная гора);

В 1994 году на праздновании 40-летнего юбилея города Волжский центром представления на стадионе стал эпизод «Рождение герба города». Эпизод решался главным художником и молодым балетмейстером Татьяной Абакумовой как возникновение дисплей-поля, на котором участниками этой массовой сцены, одетыми в костюмы различного цвета и держащими над головой шары такого же цвета, что и их костюмы, входили, «втанцовывались» в дисплей-поле, как бы «рисовали» под мелодии, предназначенные тому или иному элементу герба. Когда герб был полностью собран- нарисован, «втанцован» в дисплей-поле, под заключительный музыкальный сигнал все участники этого массового эпизода одновременно выпускали в небо свои цветные шары, и один прозрачный герб города взмывал в небо, а второй оставался на дисплей-поле под громкие аплодисменты зрителей.

В 1999 году, в год 200-летия А.С.Пушкина, на родине деда великого поэта – в Тунисе, недалеко от Карфагена, в городе Сус, Россия была приглашена в качестве участницы на карнавал Ауссу (Бога морей). Как же визуально знакомил русский художник Белов жителей Туниса с творчеством великого русского поэта: на российской кароссе возвышался огромный дуб, на ветвях которого разместились и Кот ученый на цепи, и Русалка, и Леший, и Баба-Яга в избушке на курьих ножках, звучали известные строки Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

Ещё один карнавал Ауссу в Тунисе посвящался любви и свадьбам. Что придумал наш гениальный художник? Он на этом солнцепёке, когда жара достигала 60-ти градусов выше ноля, создал на нашей российской кароссе образ – символ русской зимней свадьбы: два огромный, сплетенных друг с другом золотых обручальных кольца (размерами 4 и 4,5 метра) на верхних полукружиях которых разместились макеты изб, из печных труб которых вились дымки. Эта трогательная идиллическая картина взрывалась массовой сценой невесть откуда взявшейся деревенской свадьбы  с гармошками, плясками, частушками, прыжками парней через костры, веселыми фейерверками и хлопушками. Художественный образ, рожденный талантом художника , подсказал режиссеру решение этой свадебной темы.

Конечно, любой режиссер ценит у художника такие образы, которые  не оставляют зрителя равнодушным. Но, если художник обладает еще и режиссерской интуицией, ему просто и цены нет! Так и у Григория Акинфовича! Если он чувствует, что режиссер увлёкся и «плывёт» не в ту сторону, он умеет аккуратно, но убедительно подтолкнуть режиссера к изменению своего видения того или иного эпизода, или , иногда, даже изменению концепции всего театрализованного действа.

Вспоминаю совместную с ним работу  над одним из карнавалов на Тверской улице Москвы, в котором в центральном эпизоде карнавала намечался приезд жениха и невесты (как главное событие карнавала) – женил приезжает на черном Роллс-Ройсе, а невеста на белом Паккарде. Но, чтобы усилить главное событие, я воспользовался советом нашего главного художника Григория Акинфовича – и на самом представлении на этих машинах прибывали трехметровой высоты куклы – Невесты и Жениха, а уже из этих крупномасштабных кукол появлялись настоящие жених и невест. Они поднимались к Мэру Москвы и получали в подарок от столичного правительства ключи от новой квартиры.

Кроме режиссерского дарования, наш художник обладает и недюжинной инженерной сметкой. Когда я попросил его сделать неожиданное появление из –под брусчатки Красной площади Змия перед Георгием Победоносцем, он придумал двухсторонний пандус, внутри которого находился человек, который в определенный момент «выстреливал» плоским контуром-изображением Змия. Георгий Победоносец на коне вскакивал на пандус  и, проткнув копьем Змия, застывал в стоп-кадре. Параллельно с этим, за пандусом выстраивались 20 солдат с красными стягами, образуя красный фон для «живого Герба Москвы».

Народная мудрость гласит:  «Если человек талантлив, он талантлив во всем!». Когда наш Гришенька «балуется» стихосложением,  у него рождаются совершенно неожиданные, непредсказуемые, ироничные строки-образы:

- «Роскошная – как Парк культуры!»

- «И очень правильное слово

   Подвесил в воздухе мужик….»;

- «Над свежевздоенной коровой

   Осенний дождик  моросит…»;

А сколько интереснейших творческих предложений рождалось у нашего юбиляра, когда он оформлял масштабные театрализованные проекты на Красной площади!

- воины из противотанковых ежей собирали буквы и составляли  фразу «Отстоим Москву!»;

- Звезда из красных полос ткани трансформировалась в стрелу контрнаступления  и двигалась через всю площадь:

- парад победных воинских эпох от Александра  Невского до Георгия Жукова;

- Одетые в единую форму красного цвета пехотинцы, конники и танки должны пройти по площади, изображая  символическую атаку в красном победном цвете (пока не осуществлено).

     Отдельной строкой стоит  сказать о его невероятной фантазии в работе на новогодних представлениях в Мэрии Москвы. Главный зал Мэрии неудобный, спроектирован для деловых совещаний и конференций и  совершенно не приспособлен для спектаклей и праздников. Но  Григорий Акинфович сумел его освоить и оформить  таким образом, что зал  превратился из официального в сказочный, каждый год,  поражая оригинальностью  новогодних декораций. Среди  совместных работ с творческой группой режиссерского Центра «Карнавал-Стиль» (режиссеры Виктория Рахлинская, Ирина Пахомова) особенно запомнились новогодние спектакли, показанные в дни зимних школьных каникул:

«Семь чудес новогодней Москвы» 2006 -2007 гг.

«В эфире Дед Мороз» 2007 – 2008 гг.

«Самая новогодняя планета» 2008-2009гг.

«Самые волшебные часы» 2009 – 2010гг.

 «Волшебная звезда желаний» 2010 -2011гг.

«Новогодняя ночь в библиотеке» 2012-13 гг.

Это только небольшая часть тех работ, которые мне посчастливилось создавать с этим талантливым художником.

Мне повезло в жизни, потому  что я до сих пор дружу с этим замечательным человеком и художником.

Его талант как главного художника расцветил  и поднял не невероятную эмоциональную  художественную высоту эти разнообразные творческие работы.

В 1989 году мы с Григорием Акинфовичем делали праздник, посвященный шестидесятилетию города металлургов – Магнитогорска.

Панорамным задником сцены стал находящийся за рекой сам металлургический комбинат, а, конкретно задником сцены был экран для театра цветных силуэтов. На этом экране шел блок «Легенда об огненном цветке». В этом прологе художник-постановщик сумел создать незабываемый образ Огненного цветка – образ Металлургии, который завершал каждый номер театрализованного юбилейного концерта.

Свои 850 лет подмосковный город Дмитров отмечал в 2003 году. Дмитров, в образе города Веры, Надежды, Любви был воплощен Григорием Акинфовичем в виде трех шествий, которые с разных сторон сходились на главной площади, символизируя единство и сплоченность жителей старинного русского города.

Григорий Акинфович, как художник-постановщик всегда добивался того, чтобы сценография была действенной, чтобы она участвовала в движении, внутреннем и внешнем, всего представления. Каждое шествие возглавляла карроса (открытая автоплатформа с декорацией): в шествии «Вера» – карроса «Дом-планета», символ веры в будущее – своего двора, города, страны, человечества; шествие «Надежда» – карроса «Гнездо с птенцами», олицетворяющее надежду на лучшее, на счастье – и свое, и всех людей; шествие «Любовь» – карроса «Два кольца», символизирующая именно это великое чувство.

Театрализованное открытие праздника завершалось танцем под условным названием «Строительство города» – в финале танца его участники выкладывали из бревен название города «ДМИТРОВ».

Продолжение празднества проходило на городском стадионе. В прологе представления главным событием стало рождение символа города – юного мальчугана, образ которого был наделен Григорием Акинфовичем озорным характером, юмором, неподдельным весельем. Это была ростовая кукла Дмитруша, которую придумал и воплотил в жизнь художник.

В финале праздника из рук художника поднялся ввысь еще один образ – на этот раз аист, держащий в клюве люльку, она «говорила» о том, что скоро в ней окажется новый уроженец славного города, имя которому – Дмитров!

Юбилеи Российских городов в творчестве Григория Белова.

 

В творчестве любого художника участие в юбилейных торжествах городов нашей необъятной Отчизны, всегда занимало особое место.  Работа художника в этом направлении содержит множество аспектов, без художественного решение которых невозможно в полном объеме создать образ того или иного города.

    Театр масс России невозможно представить без юбилейных празднеств её городов, больших и малых, с великим историческим прошлым, или только – только начинающих свой путь на российской земле. И, конечно, создателей юбилейных представлений  и праздников городов изучают их историю, проникают в их жизнь. У каждого города свои особенности, свои приметы, своё неповторимое лицо. Увидеть лицо города дано только талантливому художнику и, безусловно, таким художником и является Григорий Акинфович Белов.

     У нашего юбиляра, члена Союза театральных деятелей Российской Федерации, члена Совета СТД РФ   по массовым формам театрального искусства  большое количество работ, посвященных юбилей городов.

 Вот он -  этот внушительный список юбилейных празднеств, созданных в соавторстве со многими режиссерами:

г.Петрозаводск (1987г., реж. В.Н.Ласточкин),

г.Магнитогорск (1989г., реж. В.Н.Ласточкин)

г.Саратов (1990г., реж.В.Н.Ласточкин),

г.Волжский (1994г., реж.В.Н.Ласточкин),

г.Мичуринск (350лет реж. В.Н.Ласточкин),

г.Дмитров (2003г., реж. В.Н.Ласточкин ),

г.Ярославль (1000 реж. Л.И Шелагуров),

г.Псков (1100 летие реж. Свенцицский),

г.Пенза (2014 реж В.Ю,Рахлинская ),

г.Дербент (2000 лет, реж. В.Ю.Рахлинская),

г.Москва (850 лет 1997г. реж Комин С.М.),

300 лет Российского флота Л.Немчик,

 200 лет Пушкину Свенцисцкий 1999г.

      Нашему юбиляру в каждом городе удается найти, а, затем, и создать тот неповторимый образ города, который надолго остаётся в сердцах зрителей. Художник идет к образу города не только через его изучение, через многочисленные наброски, рисунки, форэскизы, он делает его своим, этот город, он идет к его образу через любовь к нему… «Насколько вложишь (имеется в виду труда), настолько и полюбишь!» - это про него!

       Григорий Белов в каждом городе искал и находил образы-символы, присущие именного этому городу: на 40-летие города Волжский – его образом стала река Ахтуба, легенда о которой стала одним из ключевых эпизодов юбилейного представления на стадионе; на 350-летия города Мичуринска образом-символом стала вырастающая на глазах зрителя цветущая яблоня; на 400-летнем юбилее города Саратова его символом стал 3-х-мачтовый волжский парусник, три паруса которого участвовали в праздничном действии в качестве киноэкранов; в городе Петрозаводске его символами стали 6-метровые в размахе чайки; городу Дмитрову на его 85-летие Григорий Белов подарил образ юного Дмитруши, который до сих пор является любимцем дмитровчан.

 

С уверенностью можно сказать, что в каждом городе художник Григорий Белов оставлял не только  творческий след в виде красочных образных оформлений, но и дарил  городу  частичку своего неравнодушного сердца.

Ласточкин Владимир Николаевич,  заместитель председателя Совета СТД РФ по массовым формам театрального искусства, художественный руководитель Режиссерского центра «Карнавал-стиль», художественный руководитель Дирекции Национальной премии «Театра масс», член Комитета московских драматургов, председатель Комитета по культуре Ассамблеи народов России, заслуженный работник культуры РФ.

 

Художник-постановщик, Заслуженный деятель искусств РФ Григорий Акинфович Белов

Ах. Гришенька, Гришенька! Ах. Гришенька, Гришенька! Ах. Гришенька, Гришенька! Ах. Гришенька, Гришенька! Ах. Гришенька, Гришенька! Ах. Гришенька, Гришенька!
Новости
Премия «Золотой пазл».  Участвуй, расширяй границы, побеждай!
«Russian Open Event Expo»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ XVI смотр-конкурс «ХРУСТАЛЬНОЕ КОЛЕСО» 2018 года
Организатор: САПИР по инициативе отечественных производителей и поставщиков аттракционной техники и развлекательного оборудования.
Ровно месяц до Летней встречи РАППА в Уфе
«Российская студенческая весна» стартовала на Ставрополье
43-метровая сцена, новые туалеты и экран
Олимпиада игр и нетворкинга
12 апреля – крупное деловое мероприятие
Все дело в ТРУБЕ
Французский эксперт рассказал
Балерины в пластике
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone