Праздничные одежды

Share
Праздничные одежды

 

Праздник. Праздничное гулянье. Праздничное убранство. Праздничные игры. Праздничные одежды… Эти древнейшие понятия неотделимы от жизни

человека. Люди выживали, трудились, создавали новое, двигались вперед, и им постоянно сопутствовало нечто такое, без чего можно было бы

прожить, но такая жизнь была бы скучной и беспросветной. Конечно же, мы говорим о праздниках. И хотя все знают, что «делу время, а потехе

час», именно этот «час» всегда был любим во всех уголках мира, а особенно на Руси. А особое, важнейшее место в праздничных ритуалах, церемониях, игрищах всегда занимал русский традиционный (читай – народный) костюм. О нем и пойдет речь...

 

 

Когда то, более 20 лет назад, началось мое знакомство с русским народным костюмом, и тогда богатейший мир традиционных русских одежд был мне еще мало знаком и заключался в женском

сарафане с кокошником или платком и мужской косоворотке. Я так же, как

миллионы других русских людей не знала, что такое панева. И была убеждена, что русский костюм можно увидеть только на сцене, в музеях и на страницах книг, а в обыденной жизни его не существует, в нем никто не ходит по улицам, не красуется на праздниках, не принимает дома

гостей…

Сегодня я вижу, что мир традиционного русского костюма огромен, богат, фантастичен и оригинален. Его изучают, восстанавливают, и хотя по улицам городов еще стесняются ходить в своем родном национальном костюме, лед тронулся!

У наших замечательных одежд есть не только возможность сохранения традиций, но и постоянного расцвета, у русского костюма есть будущее там, где он всегда был лицом народа, – в быту, в обыденной жизни. Сегодня же, когда речь заходит о народных костюмах, у людей обязательно возникает один и тот же вопрос: где же носить его, этот русский наряд? Куда же я в нем пойду? И так горестно смотреть на русских людей, которые на Пасху одеваются в чуждые нам брючно-курточные серо-черные одежды, а не красуются в своих ярких национальных и изобретательных одеждах, не славят Вседержителя и светлый солнечный мир своим прекрасным обликом.

Русские праздники всегда были известны своими гуляньями, пирами, веселыми игрищами, ряженьем и

одновременно строгим соблюдением определенных обрядов, связанных с частыми сменами одежд.

У священнослужителей, знати и других богатых слоев населения одни одежды, у купечества, зажиточного крестьянства – другие, у простолюдинов – третьи. Но все единодушно были объединены одним желанием – быть празднично одетыми, выделяться в своей среде.

Пасха

Самым главным праздником у русских людей с момента утверждения

Православной церкви считается Пасха, отмечаемая в честь Воскресения Христова. Пасха является

«Праздником праздников и Торжеством торжеств». Люди всегда готовились к Пасхе заранее, постились по очень строгому правилу, подготавливали подарки и помогали бедным, решали, как накрывать пиршественный стол ко дню разговенья. И, конечно же, готовили различные наряды, ведь Пасха волей-неволей всегда становилась и смотринами. Общаясь между собой под ликующий пасхальный перезвон колоколов, когда все вокруг исполнено восторга и связано с Господом, люди в праздничных одеждах не только являли собой божественное зрелище, но и чувствовали свое единение с Богом.

Каким же негласным требованиям следовали люди, наряжаясь на Пасху?

Ведь этот праздник, как и многие другие, длился не один день, и на нем совершалось множество обрядовых действий, например, торжественный благовест в полночь и до утра, крестные ходы вокруг храмов по всей Руси, освящение пасхи, сыра, яиц и христосование.

Основные цвета одежд священнослужителей были светлыми, украшенными золотым (реже серебряным) шитьем, парчой, жемчужной вышивкой, галуном. Использовались самые дорогие и необычные ткани: шелк, бархат, шерсть, парча. Нередко в одеждах помимо светлых тонов присутствовал красный цвет с золотом. На Пасху в Москве и Московской губернии в прошлые века носили сарафаны узорных шелков, дополняя их душегреею, ведь на улице было все еще прохладно. Богатые люди украшали одежду мехом: мужчины тяжелыми мехами, женщины – более нежными (горностай, соболь, куница).

Каждая знатная женщина вплоть до начала XX века считала очень важным носить и головной убор (корону, венец, кичку с богатым жемчужным очельем, шелковые платки с золотым шитьем).

Мужчины одевались в дорогостоящие парчовые, шерстяные, шелковые армяки, кафтаны. Но постепенно исконно русской стала предпочитаться западноевропейская одежда. Интересен факт, что при торжественном богослужении в Москве в Успенском соборе, в котором участвовал царь с семьей, специальные люди следили за тем, чтобы в храм не проникли простолюдины – пускали только тех, кто

был одет в золотые кафтаны и иную дорогую одежду.

Но простой народ и даже зажиточные слои населения и не подступались к местам, где Пасху праздновала знать. Этот праздник имел и свои строгие правила. Такие увеселения, как скоморошьи потехи, гулянья и шумные игрища на Пасху не проводились. Это считалось грехом. Даже хороводы водили в строгом стиле. Вот как раз в такие моменты и можно волей всегда становилась и смотринами. Общаясь между собой под ликующий пасхальный перезвон колоколов, когда все вокруг исполнено восторга и связано с Господом, люди в праздничных одеждах не только являли собой божественное зрелище, но и чувствовали свое единение с Богом.

Каким же негласным требованиям следовали люди, наряжаясь на Пасху?

Ведь этот праздник, как и многие другие, длился не один день, и на нем совершалось множество обрядовых действий, например, торжественный благовест в полночь и до утра, крестные ходы вокруг храмов по всей Руси, освящение пасхи, сыра, яиц и христосование.

Основные цвета одежд священнослужителей были светлыми, украшенными золотым (реже серебряным) шитьем, парчой, жемчужной вышивкой, галуном. Использовались самые дорогие и необычные ткани: шелк, бархат, шерсть, парча. Нередко в одеждах помимо светлых тонов присутствовал красный цвет с золотом.

На Пасху в Москве и Московской губернии в прошлые века носили сарафаны узорных шелков, дополняя

их душегреею, ведь на улице было все еще прохладно. Богатые люди украшали одежду мехом: мужчины тяжелыми мехами, женщины – более нежными (горностай, соболь, куница).

Каждая знатная женщина вплоть до начала XX века считала очень важным носить и головной убор (корону, венец, кичку с богатым жемчужным очельем, шелковые платки с золотым

шитьем). Мужчины одевались в дорогостоящие парчовые, шерстяные, шелковые армяки, кафтаны. Но постепенно исконно русской стала предпочитаться западноевропейская одежда. Интересен факт, что при торжественном богослужении в Москве в Успенском соборе, в котором участвовал царь с

семьей, специальные люди следили затем, чтобы в храм не проникли простолюдины – пускали только тех, кто был одет в золотые кафтаны и иную

дорогую одежду. Но простой народ и даже зажиточные слои населения и не подступались к местам, где Пасху праздновала знать. Этот праздник имел и свои строгие правила. Такие увеселения,

как скоморошьи потехи, гулянья и шумные игрища на Пасху не проводились. Это считалось грехом. Даже хороводы водили в строгом стиле. Вот как раз в такие моменты и можно было продемонстрировать самые роскошные, многоэлементные костюмы с соответствии с губернской традицией. Исследователи русского народного костюма не раз отмечали его тяжелый вес, который усиливала весомая домотканина, украшения из бисера, тесьмы и бусы, без которых крестьянская одежда для праздника просто немыслима.

Приведу один пример. В Калужской и Орловской губерниях дожил до времен советской власти костюм,

который украшал женский головной убор под названием «обуза». Он состоял из 5 главных частей и нескольких второстепенных и был такой сложный, что его надевали только по

очень большим праздникам. Он состоял из колпака верховки, который держал всю конструкцию; далее

надевался обруч, за ним налобник, позатылень, платок. К этому добавлялись подвески из бисера, помпоны, шелковые ленты и ленты, нанизанные из бисера. Естественно, такой головной убор украшал женщину на Пасху, когда красование заключалось в умеренной подвижности, а не в прыжках

через костры. От времени празднования Пасхи исчисляются и такие большие русские праздники, как Масленица и Троица. Нынешняя Пасха состоится 27 апреля, и если мы отсчитаем назад от этой

даты сорок девять дней, то вычислим празднование Масленицы, а если прибавим, то определим день празднования Троицы

Специалисты, тренеры семинара

Страница учебного центра
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone