Второе дыхание «Поп-механики»

Share

Легендарный проект Курехина возродится в новом облике в день 60-летия Капитана. 16 июня на сцене Центра современного искусства имени великого композитора пройдет мультимедийный перформанс-концерт «КУРЁХИН: NEXT». Под руководством Алексея Айги музыканты, в том числе, участники «Поп-механики» исполнят лучшие произведения Курехина.

В 2013 году для вручения ежегодной премии им. Сергея Курехина в области современного искусства был приглашен композитор и автор саундтреков ко многим фильмам («Страна глухих», «Каменская», «Гибель империи» и др.) Алексей Айги, и по уже сложившейся на премии традиции он со своим ансамблем исполнил несколько пьес Сергея.

Алексей Айги вспоминает: «Наверное, впервые по‑настоящему я услышал музыку Сергея в фильме «Господин оформитель» и был поражен ее необычной красотой, наверно, как и все, кто когда либо ее слышал. Ну и, не зная автора, слушал «Тибетское танго» с одного из альбомов «Аквариума».

Церемония премии прошла, но Алексей Айги настолько проникся музыкой легендарного композитора, что появилась идея сделать большой концерт, полностью состоящий из произведений Курехина. Однако выяснилось, что к большому количеству произведений Курехина просто нет нот, они сохранились лишь в аудио- и видео-записях, и тогда Алексей Айги неожиданно для себя взял материал, превратив его в партитуры, и написал аранжировку.

Концерт года

— Я даже не знаю, как я согласился на такую авантюру, — признается Алексей Айги, — Тут надо спросить Анастасию Курехину (основателя ЦСИ им. Курехина — прим. ред.), как ей удалось меня втравить в это дело. Я ведь никогда ничем подобным не занимался, ну, обрабатывал и играл, конечно, чужие произведения — Заппу, Хендрикса, Курта Вайля, но не в таких масштабах. Да и вообще не мое это дело, но Настя смогла меня убедить. В процессе мне уже стало просто интересно, музыка ведь очень хорошая, и когда проект уже был готов, я получил огромное удовольствие, все‑таки не каждый день выводишь на сцену большой оркестр с замечательными солистами Сергеем Летовым, Вячеславом Гайворонским, Владимиром Волковым, Саинхо, Екатериной Кичигиной и др.

В прошлом году Министерство культуры выделило грант, и в Москве удалось сделать проект с участием оркестра и мультимедийным перформансом. Тогда многие назвали его лучшим концертом года. Музыка Курехина ожила и получила дополнительную возможность увлечь за собой новых слушателей. Стало понятно, что проект надо развивать, и к 60‑летию со дня рождения композитора Центр современного искусства его имени приготовил мультимедийный перформанс-концерт «КУРЁХИН: NEXT».
16 июня музыку Сергея Курёхина к кинофильмам исполнят Алексей Айги с ансамблем 4'33'', Вячеслав Бутусов (споет песню «Птица Каратель», над которой работал вместе с Курехиным), Георгий Каспарян, Александр Титов, Сергей Летов, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, симфонический оркестр, солисты и друзья.

— Я дирижирую почти всю программу, беру скрипку только в паре композиций, в одной я как раз пытаюсь на скрипке сделать то, что Курехин делал в своих безумных «пулеметных соло»; здесь, конечно, конский волос из смычка летит во все стороны, — признается Алексей Айги.

Также в программе предполагается участие Марины Капуро, которая исполняла вокальную партию в «Воробьиной оратории». Помимо выступления музыкантов концерт будет включать в себя архивные записи, авторский видеоарт, фрагменты художественных фильмов и интервью с Сергеем Курехиным, визуальным сопровождением станет панорамное видео от видеохудожника Максима Свищева. Воссоздать прежнюю атмосферу поможет наличие в составе «Курёхин: NEXT» участников курехинской «Поп-механики», уникального проекта Капитана 1984‑1996 гг.

Музыкальная солянка

Обладая широчайшей музыкальной эрудированностью и владея поистине виртуозной техникой игры на рояле в «Механике», Сергей смело иронизировал над всеми жанрами сразу: ритм-секцию к песне «А у нас во дворе» мог исполнять человек, ударяя молотом по технике, а под рифы электрогитары группа людей очень эмоционально имитировала драку как при замедленной съемке. Сергей Летов так описывает «Поп-механику»: «Это был намеренный отказ от стремления создать музыкальное произведение, обладающее категорией качества в рамках любой эстетической системы. Весь концерт представлял собой сеанс одновременной игры музыкантов, сознательно исповедующих на сцене совершенно различные культурные установки. Я по заданию Курехина играю в эстетике свободной импровизации, заключающейся в категорическом отказе от любых «банальных» оборотов, тональности, мелодии, гармонии, имитируя спонтанность и немотивированность, а Курехин в это время как бы аккомпанирует мне исключительно посредством разного рода музыкальных клише. И я ни в коем случае не должен был корректировать свою игру на флейте или саксофонах, не должен был подстраиваться под него. И сейчас есть шанс некоторому аспекту музыки Курехина периода большой «Поп-механики» подарить второе рождение».

Солнечная улыбка дирижера

— Культура — это не есть что‑то устоявшееся, это не набор имен. Это то, что придает жизни смысл.. — считал Курехин. — Это потребность человека существовать в каком‑то другом пространстве, чем он существует на самом деле.

Очутиться в другом пространстве сможет любой оркестр, поскольку теперь появились партитуры.

Планируется исполнение произведений Курехина с большим симфоническим оркестром, любой оркестр мира сможет взять в репертуар эту ни на что не похожую, глубокую музыку и открыть для себя аутентичный мир курехинских фантазий.

— Мне представляется, что Владимир Мартынов (московский композитор) излагает в своих книгах очень близкие к идеям Курехина вещи, — объясняет Сергей Летов. — Фразы «не доросли» или «бессмертная классика» совершенно неприменимы к феномену Курехина, скорее уж «расставаться с прошлым смеясь». Тут смех, в том числе, и над «бессмертной классикой», и над «не доросли». Иногда этот смех звучал довольно горько и зловеще, как в «Поп-механике» № 418 — последней «Поп-механике».

Нельзя не упомянуть и о Курехине как о талантливом дирижере, режиссере «Поп-механик».

— На сцене его солнечная улыбка удивительным образом могла стимулировать выступающих, доводить их до исступления, — рассказывает Летов, — он совершенно не обращал внимания на публику во время концерта. Он обладал способностью мобилизовать музыкантов на сцене, вызывать в них прилив сверхсил. После Курехина стало пусто. Эту пустоту для меня никто не может заполнить.

Курехин как и многие великие музыканты слишком рано ушел из жизни, оставив после себя богатейшее и до конца не изученное наследие, потому интерес к нему с каждым годом не ослабевает и лишь приобретает новые формы.

Мария Преображенская
Источник: http://utrospb.ru/



 

Архив новостей
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone