Не стройте иллюзий…

Share
Как обойти конкурентов на рынке event-услуг, удивить олигархов и заработать на этом деньги? Своими соображениями об индустрии организации праздников на российский лад с Life&Market поделилась Марина Чернова, директор и основатель московского агентства Art M ShoW.
Персона
Марина Чернова родилась в Москве в 1968 году, получила режиссерское образование. Карьера всегда была связана с личным бизнесом, и сначала это была торговля. Пришла в event-индустрию 10 лет назад. Мечтает второй раз выйти замуж, родить двоих детей, организовать Олимпиаду в Сочи и снять кино. Дочери 23 года.
 
Сердце – главный козырь
– За какой период времени можно придумать и организовать праздник?
– За два часа вполне можно оговорить с клиентом все нюансы, накидать сценарий, придумать интересное оформление, какую-то изюминку и даже успеть созвониться с подрядчиками.

– А сколько в среднем в месяц удается получить заказов?
– По-разному бывает. Мне приходилось отрабатывать по 30 мероприятий. То есть в день проводить 2–3 праздника. Особенно весело, когда одно из них в Москве, другое – в Норильске, третье – в Красноярске.

– Неужели в регионах своих массовиков-затейников не хватает?
– Парадокс, но иногда заказать из Москвы артистов, арендовать в столице оборудование значительно дешевле, чем в регионах.

– Марина, в столице почти тысяча компаний, предлагающих услуги по организации мероприятий. Как не потеряться среди конкурентов?
– У меня нет конкурентов. Да, есть артисты, с которыми сотрудничаю и я, и другие event-менеджеры, есть общие прокатчики оборудования, оформители, но подходы к работе разные. Я привыкла во все вкладывать душу. Сердце – вот главный козырь. Не случайно клиенты, которые ко мне приходят, уже не ищут другие агентства. Честно говоря, никогда не подсчитывала, но за 10 лет в event-индустрии постоянно со мной сотрудничают уже где-то 200–300 заказчиков. Причем не могу похвастаться низкими расценками.

– В чем же особенность этого душевно-сердечного подхода?
– Понимаете, порой и артистов-то никаких не нужно. И это нужно чувствовать. Сейчас дети такие творческие – все поют, танцуют, папы и мамы вкладываются в их таланты. Бывает достаточно одной сцены, где все приглашенные на праздник юные гости получают возможность раскрыться. И у них глаза горят, и родители счастливы, видя результаты своих трудов. То же самое и с оформлением. Тут лишнюю ленточку к шарику привяжешь, здесь цветочек поставишь, лишнюю улыбку на простой шарик приклеишь. Уже приятно, уже радость. Гость зашел в зал и сказал: «Я такого никогда не видел!»

– А чем еще можно сегодня удивить российских олигархов и их детей?
– Только креативным подходом. И удивлять надо не только олигархов. Я не разделяю клиентов по материальному положению. Каждый ребенок, каждый клиент достоин хорошего праздника. Люди ни на минуту не должны пожалеть о потраченных деньгах. Даже с небольшим бюджетом можно удивить – достаточно немного фантазии и души.
 
Серым был – серым и останется
– Российская ассоциация организаторов мероприятий предлагает всем event-менеджерам страны договориться о единой агентской комиссии, чтобы агентства, готовые работать за низкий процент прибыли, не рушили рынок. Как Вы к этому относитесь?
– Я, честно говоря, не понимаю, что это за параметр-то такой – агентская комиссия. Сначала надо определиться с терминологией, которая всем ясна. Теоретически это сумма за комплекс услуг в плане организации мероприятия. Сюда входит разработка концепции, написание сценария, администрация проекта, дизайнерская работа, режиссура. Но все эти графы обычно прописываются отдельно и имеют отдельную стоимость. Зачем вписывать еще какую-то комиссию? Чтобы в договоре было красивое слово? А еще дополнительные средства за посредничество брать с клиентов? Прикольно. Но ведь все артисты и подрядчики дают агентству эти 10% комиссии.

– Случалось ли, что Вас «кидали» подрядчики?
– За всю свою карьеру не припомню, чтобы люди забрали деньги и исчезли.

– А как Вы продвигаете свои услуги?
– В моем случае самой эффективной рекламой всегда являлось «сарафанное радио», когда клиент, довольный работой, рекомендует тебя своим знакомым.
 
Начните с любви
– Марина, а где Вы обучались event-мастерству, с чего все началось?
– В далеком детстве я имела отношение к сцене, побеждала в конкурсе чтецов, в юности окончила несколько режиссерских курсов. До 30 лет занималась торговлей. Но вот однажды присмотрелась к одному празднику. Думаю: а ведь там красиво, интересно, весело, там есть деньги. Почему бы не вспомнить, чему училась? Начинала как администратор никому не известной рок-группы «Другое небо», зарабатывая всего лишь на проездной билет. Прежде чем получить в 2003 году свои $100, пришлось фактически бесплатно работать 9 месяцев. Потом я приобрела какие-то навыки в агентстве «Праздник». Со временем выработались свои принципы работы. К примеру, я никогда не предлагаю клиенту, как это делают многие, на выбор 20 ведущих. Пока он присматривается и доходит до 10-го, забывает первого. У меня всегда 2–3 кандидатуры: программа-максимум и программа-минимум. Но это именно те, кто отлично справится с поставленной задачей.

– Велики инвестиции в бизнес?
– На начальном этапе денежных вложений не было вообще. Как правило, клиент сразу оплачивал расходы на артистов, оформление и т.д. Это сейчас все чаще заказчик 50% затрат отдает постфактум. Бывают также предложения расплатиться с агентством после мероприятия. Хорошо, если речь идет о простом юбилее. Инвестиции в данном случае могут составить, к примеру, 100 000 рублей. А если это корпоративное мероприятие для крупной компании и бюджет больше миллиона долларов?

– За час нашего разговора Вы уже сделали шесть телефонных звонков. На себя-то время по жизни остается?
– Работаешь, сколько запланируешь; отдыхаешь, сколько сам для этого оставишь. Тем, кто решил идти работать в эту сферу, советую: начните с радости, но не стройте иллюзий. Фактически организаторам праздников доверяют самое сокровенное – рождение ребенка, соединение судеб, достижения в бизнесе. Поэтому к работе нужно относиться серьезно, вдумчиво, с душой.

– Каких эмоций от Вашей работы больше?
– Безусловно, позитивных. Ведь речь идет о праздниках. Мы как-то делали крупное мероприятие в «Царицыно», и мне пришлось расплачиваться с компанией, которая предоставляла биотуалеты. Да, там сидели замечательные тетушки, все они в золоте, все на хороших зарплатах. Но сам факт того, что человек постоянно имеет отношение, извиняюсь, к дерьму, просто выведен у него на лбу. Ну невозможно в биотуалетной отрасли получать такие эмоции, как в event-сфере!

– А дочь не ревнует, что Вы немало времени уделяете другим детям, организовывая для них праздники?
– Дочери, к счастью, уже 23 года. А 10 лет назад, когда я только начинала бизнес, она, наоборот, мне активно помогала, надувала шарики и прочее. Сейчас она учится на продюсерском факультете РГППУ Екатеринбурга и работает диджеем. Сценическое имя – Dj Taisha.

– Сможете вспомнить удивительный праздник, который организовали бы уже для Вас?
– Да, сейчас в Москве на гастролях канадский Cirque du Soleil. Сходила и получила колоссальное удовольствие от их профессионального зрелища. Да и вообще, у меня каждый день – это праздник.
Архив новостей
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
Январь
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone