Дадут бюджетные деньги

Share
Важнейшему из искусств в Бурятии дадут бюджетные деньги

Минкультуры Бурятии разработало «Правила…» предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку кинематографии.

Проект документа опубликован на сайте ведомства для публичной экспертизы.

По проекту бюджетная помощь будет предоставляться весьма избирательно. И только на возмещение расходов, связанных с прокатом уже отснятых фильмов. То есть на само производство местные кинокомпании по-прежнему должны изыскивать деньги самостоятельно, либо не начиная вообще.

Кроме того, субсидии будут выдаваться на субтитрирование национальных фильмов и анимационных кинолент и продвижение их на российский и международный рынки. Особо подчеркнуто, что предпочтение будет отдано только фильмам «социально значимой тематики».

Решать, какая из киностудий может рассчитывать на бюджетную поддержку, будет, конечно же, министерство культуры Бурятии, которое наконец-то признало наличие в республике такого явления, как кинематограф. Деньги будут давать по уже вышеназванному критерию «социально значимой тематики», а также исходя из «творческого своеобразия, художественной ценности и актуальности кинопроектов». В случае нецелевого использования субсидий средства будут подлежать возврату в бюджет.

На наш взгляд, региональные власти нашли возможность поддержать местное кино не потому что и дальше не замечать такое явление, как «бурятский кинематограф» уже было бы неприлично. Но и оттого, что оставлять этот процесс неконтролируемым становится просто небезопасно. С точки зрения вкуса, разумеется. Фабрика грез на наших глазах превращается в фабрику суррогата.

То, что сейчас происходит в индустрии бурятского кино можно смело назвать «праздником непослушания». Если у местных кинокомпаний нет идеологически проверенного рулевого (в виде того же министерства культуры Бурятии), их ничто не способно удержать от производства кино сомнительного качества, или на грани дозволенного. А потому историй, подобных той, что приключилась осенью прошлого года вокруг киноленты «Шлагбаум» (тогда региональное управление федеральной антинаркотической службы усмотрело в нем элементы пропаганды наркотиков), нам не избежать и в будущем. Дабы минимизировать возможные негативные последствия, власти предприняли попытку возглавить этот нарождающийся процесс с помощью денег.

Правда, пока речь идет совсем о крохотной поддержке. На весь 2014 год региональным бюджетом на субсидию кино выделено всего 1,5 миллиона рублей. С одной стороны, если учесть, что бурятское кино до сего дня вообще не имело государственной помощи, это можно считать гигантским шагом. С другой стороны, при стоимости знаменитого фильма «Булаг», составившей, по разным оценкам, около 500 тысяч долларов США, 1,5 миллиона рублей явно не те деньги, которыми можно было бы существенно компенсировать издержки его режиссера Солбона Лыгденова, вынужденного для производства «Булага» продать личную двухуровневую квартиру в центре Улан-Удэ.

Возникает другой вопрос: что понимать под «социально значимой тематикой»? Ведь, судя по репертуару, взрослеть бурятский кинематограф пока не собирается.

Практически все киноленты, выпущенные в Бурятии за три года (более 10), носили ярко выраженный комедийный и развлекательный характер с прицелом на коммерческое кино — начиная со знаменитых «Чайника» и «На Байкал» (кассовый сбор более 6 миллионов рублей), заканчивая «Каникулами в Таиланде», премьера которого стартовала на этой неделе в кинотеатрах Улан-Удэ. А «кавээновские» гены, заложенные в основу новейшей истории бурятского кинематографа, просто так не сдадутся, и впредь будут давать о себе знать, формируя комедийный облик нового национального кино. Как говорится, «спасибо матери с отцом — я вышел ростом и лицом».

Но есть в Бурятии и другое кино, в социальной значимости которого трудно усомниться. Это и вышеназванный «Булаг», и «Отхончик», и «Улыбка Будды», и «Наказ матери», и другие киноленты, уже отмеченные на различных российских и международных кинофестивалях. И те, которым только предстоит выйти на широкий экран («Дарима» Солбона Лыгденова и новая версия печально знаменитых «Черных всадников»).

Напомним, что в последний раз бурятскому кинематографу давали деньги в начале 2000-х годов — на производство полнометражной киноленты «Черные всадники», которая задумывалась как блокбастер с элементами боевых искусств народов Центральной Азии. Однако из-за судебных разборок внутри творческого коллектива в 2003 году министерство культуры России вынуждено было прекратить финансирование проекта. И хотя само кино стоимостью 14 миллионов рублей так и не было доделано, жители Бурятии вполне удовлетворились другим шоу — уголовным делом, возбужденным в отношении чиновника «Буряткиновидеопроката» по подозрению в растрате федеральных денег и судебными тяжбами, длившимися более двух лет. Скандал, правда, рассосался, о нем забыли, однако фильм «Черные всадники» стал первым и последним проектом в новейшей истории бурятской кинематографии, финансируемым из бюджета. С тех пор на бурятское кино денег не давали ни министерство культуры России, ни министерство культуры Бурятии.

И, тем не менее, Бурятия не захотела расстаться с красивой иллюзией о кинематографической республике. И пусть от первого национального фильма остались одно название и сомнительная репутация, уже к 2005 году нашлись энтузиасты, приступившие к производству другой исторической киноленты, — «Первый нукер Чингисхана», но уже на частные пожертвования. Его демонстрация на большом экране прошла зимой 2006 года.

В ноябре 2007 года в кинотеатрах Улан-Удэ состоялась премьера «Улан-удэнской истории», продюсером которого стал Есугей Сындуев, впоследствии оставивший кинобизнес и переквалифицировавшийся в водителя маршрутного такси. Фильм позиционировался как криминальная драма. В духе шекспировских традиций во взаимоотношения двух героев, любящих друг друга молодых людей, вмешалась давняя вражда отцов, приведшая к трагедии. В фильме были задействованы настоящие милиционеры и чиновник (заместитель министра культуры Бурятии Сергей Добрынин сыграл роль продюсера поп-группы), а также популярный среди молодежи Амархуу Борхуу, снявшийся в эпизодической роли.

Шагнувший на широкий экран в декабре 2010 года «Чайник» буквально очаровал зрителей и игрой актеров, и милым сюжетом, и по-настоящему кавээновским юмором. Режиссером и сценаристом фильма стал ветеран КВН Евгений Замалиев. Впоследствии выяснилось, что фильм снимался исключительно на частные средства.

Потом процесс утратил новизну и уже не вызывал столь бурного ажиотажа. Один за другим на экранах появлялись такие фильмы, как «На Байкал» (первая кинолента, получившая прокатное удостоверение министерства культуры России). Затем «На Байкал-2», «Буузы», «Шлагбаум» и другие. Как отметил в одном из интервью Солбон Лыгденов, конечно, «здорово, что фильмы у нас снимаются, и ребята — молодцы! Но я не устану говорить, что чем больше появляется подобных проектов, тем больше мы дурного вкуса прививаем нашему зрителю. У него появляется определенный стандарт восприятия…».

Станислав БЕЛОБОРОДОВ

ulan.mk.ru


Архив новостей
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone