Братья Стенберги

Share
Братья Стенберги

 

 

Братья Стенберги родились в Москве в семье шведского художника Иоганна Карловича Августа Стенберга, приехавшего в Россию в 1898 г. для оформления Нижегородской ярмарки. День рождения Владимира Стенберга — 4 апреля 1899 г., Георгия — 7 октября 1900 г. В 1912 г. братья поступили в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где обучались чеканке, росписи по эмали и фарфору, позднее на отделении театрально-декорационного искусства у В. Е. Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова. Учась в Строгановском училище, Стенберги работали с отцом по его заказам. Главным образом, это были работы по декоративной отделке и росписи интерьеров. 
Затем после революции до 1919 г. продолжили обучение в первых Государственных свободных художественных мастерских на отделении монументальной живописи, скульптуры, архитектуры и графики у Г. Б. Якулова. Именно в этот период началась совместная работа братьев над плакатами, праздничным оформлением города и оформлением выставок. Братья проектируют цветоконструкции, индустриальные модели, афиши. 


https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/48517161.50/0_1df244_bf3641e1_orig

Братья участвовали во многих художественных объединениях, таких как ОБМоХу (1919–1920), ИнХуК (1921–1924), «Октябрь» (1928). Выставлялись в кругу художников авангарда с 1919 года, в 1922 — на Первой Русской выставке в Берлине, в 1925 — на всемирной выставке в Париже, где получили серебряную медаль по разделу театрально-декорационного искусства. Начиная с 1922 г., Стенберги оформляли спектакли Александра Таирова в Камерном театре. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/48517161.50/0_1df246_56617447_orig

Более всего Стенберги известны как мастера плаката, создавшие свой новый стиль плакатного искусства. В 1924 г. они стали штатными плакатистами «Совкино» и менее чем за 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к советским и зарубежным кинофильмам. В это время, в период 1923–1935 годов, братья примыкали к литературно-художественному объединению Левый фронт искусства (ЛЕФ). 

https://img-fotki.yandex.ru/get/237001/48517161.50/0_1df243_b3528e60_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/362774/48517161.50/0_1df242_811f8a0e_orig

В период 1928–1932 гг. были главными художниками Днепростроя. В 1928–1933 гг. — главные художники ЦПКиО им. М. Горького. В 1928 году к открытию ЦПКиО братья участвуют в оформлении павильонов оставшихся от Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, разрабатывают проекты фонтанов и фонарей в парке («ландышевая аллея»).

https://img-fotki.yandex.ru/get/237001/48517161.4f/0_1df209_62de145d_orig

В начале 30-х годов вместе с профессиональными режиссерами Стенберги участвовали в постановках массовых карнавалов под открытым небом в ЦПКиО им. М. Горького в Москве. Их организация предполагала соединение разнообразных, умело создаваемых профессиональными режиссерами и художниками игровых и зрелищных ситуаций, происходивших одновременно в разных участках парка. Все это создавало ощущение необычайного красочного калейдоскопа, грандиозного спектакля.
В 1930–1933 гг. братья преподавали в архитектурно-строительном институте на кафедре рисунка и проектирования. Менее известно о работах Стенбергов в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников. Стенберги участвовали в конкурсе проектов Дворца Советов, где их проект был отмечен премией. Кроме того, они воплощали в графике проекты таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.

https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/48517161.50/0_1df241_81e0b96_orig

В 1933 г. Георгий Стенберг погиб в автокатастрофе. Владимир Стенберг считал, что авария была устроена сотрудниками карательных органов, слишком много свободы позволяли себе братья, Георгия хотели припугнуть, но все закончилось трагически.
После смерти брата, с 1935 г. Владимир Стенберг работал художником на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке. Начиная с 1941 г. был главным художником Музея В. В. Маяковского в Москве, оформлял выставки и музеи во многих городах Советского Союза. Кроме того, Владимир Стенберг был главным художником Моссовета, работал в театрах по оформлению спектаклей. 
В 1941–1945 гг. Владимир Стенберг создает плакаты для фронта, работает над маскировкой центральной части Москвы, а после войны в период 1949–1952 гг. был главным художником треста «Мосгороформление». В это же время создавал диорамы.

https://img-fotki.yandex.ru/get/362774/48517161.4f/0_1df216_c2595d41_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/6623/48517161.4f/0_1df215_6009d78a_orig

Еще в первые послереволюционные годы братья приступили к участию в оформлении массовых советских празднеств. В 1928 г. по результатам конкурса на лучшее праздничное оформление Красной площади к 7 ноября, Первая премия была присуждена братья Стенбергам. Самое парадоксальное — не смотря на то, что в это время братья еще имели шведское гражданство, Владимир и Георгий стали главными художниками-оформителями Красной площади ко всем праздничным торжествам. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/232875/48517161.4f/0_1df1fb_be525a18_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/104700/48517161.4f/0_1df1fc_c4d33e7c_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/237815/48517161.4f/0_1df201_25b1dc3b_orig

Именно Стенбергам принадлежала идея перенести основное оформление Красной площади со стороны Кремлевской стены на фасад ГУМа, они же разработали пространственно-силуэтную и цвето-световую структуру оформления, ставшую затем традиционной. Впервые на здании ГУМа крупным планом был введен портрет Ленина. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/194835/48517161.50/0_1df4bd_d938e926_orig

Тогда же, в 1928 г. впервые на Лобном месте была установлена скульптура Николая Кузнецова «Интернациональная солидарность», созданная как деталь комплексного оформления площади. В дальнейшем, вплоть до 1940-го года скульптура в различных вариациях устанавливалась на этом месте почти к каждому празднику. Изготовлена она была из легких временных материалов — фанеры и ткани.

https://img-fotki.yandex.ru/get/237001/48517161.4f/0_1df203_bdf3b567_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/197807/48517161.4f/0_1df20f_93caafaa_orig

С середины 20-х годов оформление колонн демонстрантов приобрело больше значение. Стенберги создавали праздничный образ колонн не только чисто декоративными способами, но и путем привлечения технических новшеств из современного индустриального обихода, шествие сопровождали легковые автомобили и грузовики с эмблемами, гирляндами разноцветных лампочек, прожекторами; на их платформах устанавливались огромные щиты с фотомонтажными композициями или экраны, на которых мелькали световые диаграммы, «живые картины», теневые подвижные изображения заводов, кранов, тракторов, локомотивов и т.п. Экранные зрелища сопровождались музыкой, дикторским текстом, усиленными радиодинамиками.

https://img-fotki.yandex.ru/get/61411/48517161.4f/0_1df1ff_ffa755f4_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/48517161.4f/0_1df20a_b5feebd7_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/220200/48517161.4f/0_1df20c_cfd1095e_orig

Братья Стенберги проработали праздничный декор улиц и площадей в соответствии с архитектурными объемами, продумали и осуществили целую систему праздничного оформления зданий и городской среды в целом. В 1931 году в канун празднования XIV годовщины Октября, оформительские работы охватили почти всю Москву. Журнал «За пролетарское искусство» сообщал: «Для усиления освещения улиц предполагается использовать оставшиеся церкви и колокольни путем установки на них прожекторов и бегающих световых реклам. По проекту братьев Стенбергов основной принцип оформления улицы должен идти по линии организации света. Поэтому они и предлагают все дома на Арбате выкрасить в серый цвет, а окна, рамы и двери — в черный цвет».

https://img-fotki.yandex.ru/get/232875/48517161.4f/0_1df1fd_62a44362_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/48517161.4f/0_1df206_45b18417_orig

Владимиру Стенбергу помимо Красной площади и ЦПКиО принадлежало торжественно-праздничное оформление почти всех важнейших событий в жизни страны, отмечавшихся в столице в 30-е годы. Он украшал московскую трассу во время встречи челюскинцев, экипажей Валерия Чкалова после беспересадочного перелета в Америку, Марины Расковой.

https://img-fotki.yandex.ru/get/47284/48517161.4f/0_1df205_36565504_orig

В 1934 г. Владимир Стенберг создает новый проект оформления Красной площади, основанный на предыдущей разработке. Главным отличием этого проекта стало введение вместо алых стягов с лозунгами, развернутых в плоскости, декоративных знамен в центральной части ГУМа и на здании Исторического музея. Этот проект сохранялся без существенных изменений вплоть до 1947 г.

https://img-fotki.yandex.ru/get/231315/48517161.4f/0_1df207_6c6bf4aa_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/198613/48517161.4f/0_1df20d_b598d85d_orig

Проекты торжественно-праздничного убранства Красной площади, выполненные Стенбергами несли в себе заметные черты эксперимента и новаторства. Художники пытались преодолеть разрыв архитектурных стилей Красной площади и объединить в цельном ансамбле здания ГУМа, Исторического музея, Кремля и храма Василия Блаженного. Связующим элементом стало изображенное ими ступенеобразное расположение декоративных знамен на металлических конструкциях. На расстоянии они производили впечатление гофрированных, как бы развевающихся на ветру — этот эффект создавала скрытая подсветка знамени или лозунга, расположенная на каждой сборной ступеньке. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/233608/48517161.4f/0_1df210_c933edb9_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/370413/48517161.4f/0_1df211_c504c09_orig

Следует подчеркнуть, что освещение, придуманное художниками для оформления площади, создавало яркое и единое воем объеме пространство, высвечивало контуры зубцов по всей длине Кремлевской стены, обращенной к площади, «гребешки» ГУМа и острые крыши Исторического музея. Расположение скрытых источников света, в отличие от приемов обычного иллюминирования, когда лампочки помещаются на поверхности объекта, создавало как бы особую, мерцающую световую «ауру».
Особую атмосферу праздника создавали различные эмблемы, символы, аллегории. Государственные эмблемы — серп и молот, гербы РСФСР и СССР, красная звезда — в исполнении Стенбергов находили новое воплощение. В историю оформительского искусства вошли знаменитые стенберговские стяги с укороченными, закрепленными по древку полотнищами.

https://img-fotki.yandex.ru/get/362774/48517161.4f/0_1df217_97694f95_orig

На тематических панно и плакатах, украшавших стены зданий Красной площади, эмблематика использовалась в сочетании с символическими и аллегорическими композициями на темы освобожденного труда, союза рабочих и крестьян, коллективизма, с различными диаграммами, изображениями локомотивов и тракторов. Все элементы праздничного убранства — тематические панно, многочисленные лозунги, цветные установки были подчинены принципу ансамбля, сообразуемого с характерными архитектурными особенностями Красной площади.

https://img-fotki.yandex.ru/get/237001/48517161.4f/0_1df20e_8c1692b9_orig

Для того чтобы активизировать восприятие призывов, воззваний, приветствий двигающимися демонстрантами, по трассе, ведущей к Красной площади, меж домами через улицы были перекинуты, подобно мостам, жесткие несущие перекрытия. Они облицовывались фанерой, окрашивались в ярко красный цвет, на фоне которого белой краской, четкими и строгими буквами писались с двух сторон лозунги.

https://img-fotki.yandex.ru/get/30752/48517161.4f/0_1df208_a2535341_orig

К июньскому параду победы 1945 г. Красная площадь вновь была оформлена по проекту Владимира Стенберга, в этой работе ему помогал сын — Стен Стенберг. Древние Кремлевские стены в этот день были лишены какого бы то ни было убранства, их суровый аскетизм контрастировал с ярким оформлением Исторического музея и здания Верхних торговых рядов, где напротив мавзолея, заняли свое место развернутые в плоскости знамена и щиты с лозунгами, портреты Ленина и Сталина. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/197807/48517161.4f/0_1df219_e6996dc8_orig

В центре, напротив мавзолея было предусмотрено изображение ордена «Победы», впервые введенное в оформление ГУМа, однако в материале эта часть проекта не была реализована. По краям от главного входа в торжественной репрезентативности расположились алые полотнища с гербами Союзных республик, замыкаемые плоскостями с лозунгами. Гирлянды зелени обрамляли арки, красные флаги вдоль всего фасада колыхались на ветру. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/214545/48517161.4f/0_1df218_3ab87655_orig

На Лобном месте вместо «Интернационала» воздвигается грандиозный фонтан, увенчанный статуей рабочего и колхозницы со звездой в руках и украшенный зеленью и живыми цветами. Кульминацией торжества стал ритуал «публичной казни» вражеских знамен, когда сводным батальоном из 200 бойцов под барабанную дробь к подножию мавзолея были брошены знамена и штандарты разгромленных вражеских армий.

https://img-fotki.yandex.ru/get/233608/48517161.4f/0_1df21a_fb7fda43_orig

В 1947 г. Москва праздновала 800-летний юбилей. Фасады зданий были украшены портретами, панно и плакатами, декоративными картушами, флагами, зеленью, полотнищами с цифрами «1147» и «1947». К этой дате Владимир Стенберг разработал принципиально новый проект оформления Красной площади, центральное место в котором занимали ритмически организованные композиции из знамен и флагов с портретами партийных лидеров. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/5312/48517161.4f/0_1df226_76e44cc5_orig

Непривычно выглядели помещенные на кремлевской стене, в обрамлениях в виде древнерусских щитов, профильные изображения полководцев прошлого от Александра Невского до Михаила Кутузова. Эта галерея портретов отражала основную тему оформления праздника — идею преемственности героических традиций русского народа. Здание ГУМа было увенчано шатрами из ажурных металлоконструкций, которые вторили силуэту кремлевских башен, образуя величественный архитектурный ансамбль, стилистически объединяя постройки Кремля, Исторического музея и ГУМа.

https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/48517161.4f/0_1df21f_be05373f_orig

Особенно эффектно новый силуэт ГУМа выглядел в вечернее время, когда включалась подсветка, выхватывающая из темноты шатры и шпили, строений расположенных по периметру Красной площади. В инженерном решении шатров угадывалось влияние конструктивизма, стиля с которым тесно было связано раннее творчество Стенбергов. 

https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/48517161.4f/0_1df220_e1117fa2_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/50526/48517161.4f/0_1df21e_2412d163_orig

В 1952 г. Владимира Стенберга арестовали по обвинению в шпионаже, после смерти Сталина он был реабилитирован и продолжал работать над оформлением Красной и Советской площадей вплоть до 1963 г., позднее оформлял международные выставки. В 1982 г. Владимир Стенберг скончался в Москве.

https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/48517161.4f/0_1df22c_3e2c7229_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/244791/48517161.50/0_1df22d_ea820f3a_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/362774/48517161.50/0_1df22e_6e48f420_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/236239/48517161.50/0_1df230_d68964d9_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/246155/48517161.50/0_1df23f_c7d73727_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/468374/48517161.50/0_1df234_9814afb7_orig

В разносторонней художественной деятельности Стенберги проявили себя как художники нового типа, совмещающие в своем творчестве оформителей, графиков, архитекторов малых форм, конструкторов и модельеров. Свои проекты, модели-конструкции и монументальное оформление они делали с учетом их воплощения в том или ином материале, его целевого назначения и размещения, с учетом не только эстетического, но и психологического воздействия на зрителей.

https://img-fotki.yandex.ru/get/219501/48517161.50/0_1df231_94eb44e6_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/362774/48517161.50/0_1df232_323aaea_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/249078/48517161.50/0_1df22f_9dda6886_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/48517161.50/0_1df23c_c096bf6f_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/232875/48517161.50/0_1df34c_27e05101_orig

В заключение необходимо сказать следующее. Удивительное содружество «2-Стенберг-2» не было простой суммой двух талантов, это был талант, возведенный в степень — явление высшего порядка, вобравшее в себя энтузиазм молодости, веру в преобразующую силу искусства, убежденность в высоком предназначении художника. И в то же время это, по выражению Александра Таирова, были «...два отдельных человека и художника, каждый со своим внутренним обликом, своим талантом, своим характером, своим лицом».


1. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. 1917–1932. — М.: Искусство, 1984.
2. Бабурина Н. 2-Стенберг-2 // Художник оформитель, 1990, № 3. С. 30–35.
3. Бибикова И.М. Оформление массовых народных празднеств // Советское декоративное искусство. — М.: Искусство, 1989. С. 185–197.
4. Макаров К.А. Советское декоративное искусство. — М.: Советский художник, 1974.
5. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Л.: Художник РСФСР, 1987.
6. Хан-Магомедов С.О. Владимир и Георгий Стенберги. — М.: Фонд «Русский авангард», 2008. 
7. Художественный календарь. Сто памятных дат 1974 г. — М.: Советский художник, 1973.

 

 

 

Похожие статьи
Оформление революционных празднеств
Шахматы на Дворцовой площади
МИР! ТРУД! МАЙ! - идеология советского праздника
 Праздник физической культуры
"Советские массовые праздники"
Архив новостей
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone