Борьба с Хеллоуином?

Share
 Борьба с Хеллоуином?

Каждый год в конце октября не только в Беларуси, но и во всей Восточной Европе начинаются дискуссии относительно Хэллоуина — зачем фестиваль ужасов, совместим ли он с местной национальной культурой и христианской верой.

Противники отмечают языческие и даже сатанистские корни фестиваля, говорят о повышенном уровне преступности, о вреде переодевания чертями для душ и сознания подростков, о слепом копировании артефакта западной коммерциализированной поп-культуры.

Ирландский Хэллоуин, XIX в. Здесь и ниже изображения — wikimedia.org

Однако мне кажется, что если подробно рассматривать такие аргументы, то действенных из них останется не так много. С одной стороны, действительно, Хэллоуин перешел в глобальную культуру от ирландцев, шотландцев и англичан. Как и по всей Европе, здесь были христианизированы старые языческие обычаи — миссионеры старались не искоренять их огнем и мечом, а, скорее, придать им другой смысл.

Языческие обычаи проходили своеобразный процесс очищения — священники и монахи искали то хорошее и чистое, что следует перенять и освятить, и избавлялись темных и иногда кровавых элементов, которые были несовместимы с Христовой верой. Таким образом, например, мы сейчас имеем в белорусской культуре те самые Дзяды или Коляды — праздники с языческими корнями, которые стали христианскими.

В мире, где сейчас доминирует англосаксонская культура в ее современном варианте, Хеллоуин — либо канун Дня всех святых — потерял для подавляющего большинства всякий религиозный смысл. Действительно, есть неоязычники и сатанисты, которые пытаются придать фестивалю свое значение, но почему христиане или просто умные неверующие должны соглашаться с таким извращением смысла праздника? По сути, что Хэллоуин в XIX-XX веках среди ирландцев-католиков, что Самайн у кельтов-язычников — это карнавал, который напоминает о существовании другого, духовного мира, день, когда духи и тени предков посещают потомков (сравните с нашими Дзядами).

Также это очень похоже на знаменитые европейские карнавалы (которые также имеют языческие корни). Разгульный и веселый фестиваль перед началом спокойного и рассудительного Дня всех святых — определенный аналог Жирного вторника или Масленицы. Данс макабр, танец мертвых, который стал самой яркой чертой фестиваля — это часть и христианской средневековой символьной культуры. Memento mori — помни о смерти этого тела и своей судьбе после смерти. Даже в праздник.

Напомним, что даже маски и фонари из тыквы — это напоминание про ирландскую христианскую сказку, в которой герой обманывает сатану, но его грехи не дают ему попасть и в рай, поэтому он ходит с фонарем по миру и не может найти себе приюта.

Заметим, что даже Святая Инквизиция не боролась ни с Хеллоуином, ни с этими фестивалями.

Маска из тыквы в Ирландском музее народной культуры.

«Если английские или американские дети хотят одеваться в духов и ведьм раз в год, это не проблема. Если это просто игра, здесь нет вреда», — отмечал уже в наши времена католический священник-экзорцист в Риме о. Габриэль Аморт.

В Северной Америке и Ирландии Хеллоуин отмечают даже в католических приходских школах. Упорная (и мне кажется, ошибочная) борьба с Хеллоуином только отталкивает от христиан людей, которые просто веселятся. Таким образом делается та ошибка, которую в первые века христианства миссионеры сумели не сделать. Действительно, в нашей культуре и социуме хватает других, реальных проблем.

Гораздо эффективнее и полезнее рассказывать про корни обычая, который теперь уже стал почти полностью коммерциализированным и светским, придавать празднику более глубокий, в том числе христианский, смысл. Воевать с маскарадом… Зачем?

Александр Гелогаев
http://nn.by

Похожие статьи
Детский совет «Министерство культуры»
Новый взгляд на свадебные традиции.
Праздничный календарь или календарь от журнала "Праздник"
С праздником!
Праздничный календарь или календарь от журнала "Праздник"
Праздничный календарь или календарь от журнала "Праздник"
Праздничный календарь или календарь от журнала "Праздник"
Праздничный календарь или календарь от журнала "Праздник"
Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»
Второй день масленицы - Заигрыш
Праздничный календарь или календарь от журнала "Праздник" #ДЕНЬПРАЗДНИКА #ДЕНЬЗАДНЕМ #ДЕНЬГЕСТАЛЬТА #ЖУРНАЛПРАЗДНИК
Праздничный календарь или календарь от #ДЕНЬПРАЗДНИКА #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от #ДЕНЬПРАЗДНИКА #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от #ДЕНЬПРАЗДНИКА #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от ПРАЗДНИКА - #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от ПРАЗДНИКА - #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от ПРАЗДНИКА - #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от ПРАЗДНИКА - #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от ПРАЗДНИКА - #ДЕНЬЗАДНЕМ
Праздничный календарь или календарь от ПРАЗДНИКА.
Архив новостей
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
Январь
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone