Олимпийские зрелища как высший пилотаж режиссерского массового искусства

Share
  Олимпийские зрелища   как высший пилотаж режиссерского массового искусства
Все Олимпиады для меня делятся на «горячие» и «холодные» (в смысле постановки церемоний). «В переводе» это означает следующее: те, которые безумно понравились и восхитили меня, которым я кричала «браво» и подпрыгивала от восторга, я называю «горячими». «Холодные» Олимпийские игры оставили в душе лёд разочарования, не задев ни ума, ни сердца. Хотя иногда и они преподносили сюрпризы, но все же… писать о них я не буду. А лучше представлю свои впечатления от любимых «горячих» Олимпиад.

Итак, одни из самых моих любимых Олимпийских игр прошли во всемирно известной Барселоне (Испания, Каталония) с 25 июля по 9 августа 1992 года. Это были юбилейные, двадцать пятые Игры, которые проходили под Знаком яркого, мощного и зрелищного Льва.

Испанцы всегда знают, что делать, когда дело доходит до таких понятий, как любовь и страсть. Поэтому они и «взобрались» на Олимпийский стадион «Монжуик» (на высоком холме), самый потрясающий стадион мира, чтобы продемонстрировать двум миллиардам телезрителей свой энергетический напор, настоящую ярость болельщиков и неподдельный восторг от происходящего - гигантские волны на трибунах, бесконечные аплодисменты и поцелуи по любому поводу.

По-другому в Барселоне и быть не могло, если вспомнить о том, что город, по преданию, основал сам Геракл, известный своими подвигами (и особенно последним, гордостью мужчин!). Если никогда не забывать о том, что это еще и самый красочный и сюрреалистический город мира, наполненный духом и творениями двух знаменитых на весь мир каталонцев - Сальвадора Дали и Антонио Гауди. Если вся планета знает и поет хором бессмертный хит всех времен и народов «Барселона» в исполнении уроженки этого замечательного края Монсеррат Кабалье и поющего вместе с ней прямо с огромного экрана Фредди Меркьюри, к сожалению, не дожившего до Олимпиады.

Если кто не видел ярчайших зрелищ этой незабываемой Олимпии, с моих слов представьте себе некий сюрреалистический коктейль, в котором намешано столько стилей, жанров, галлюцинаций и фантазий Гауди - от новоготического собора Святого семейства с его сказочно-невообразимыми фасадами и башнями, знаменитого дома Бальо, изукрашенного картинами карнавала, драконами, морскими просторами и диковинными обитателями вод до роскошного парка Гуэля - гордости Барселоны. К нему добавьте гениальные «муравьиные» фантазии Дали вкупе с «лицом» американской звезды немого кино Мэй Уэст, «Женщину с головой из роз», «Телефон-омар» и дизайн компании «Чупа Чупс», также изобретенный великим каталонским художником. Перемешайте этот невообразимый напиток с корридой и танцами фламенко, которые произвели настоящий фурор на олимпийской арене, и вы сразу же поймете, чем барселонская Олимпиада напрочь отличается от всех остальных.

Когда на поле стадиона появилась гигантская массовка, состоящая то ли из бабочек с роскошными огромными крыльями, то ли слонов, то ли экзотических морских чудищ и рыб - и все это шевелилось, шуршало и сверкало какой-то светящейся пленкой, а потом по этому чудо-океану поплыл корабль Мечты - было от чего прийти в полный восторг. Незабываемо, красиво, талантливо, ярко и зрелищно - и это еще бледные слова, по сравнению с тем красочным карнавалом, который навсегда сделал меня поклонницей Барселоны-1992.

О горящей стреле Антонио Ребольо, которая зажгла огонь в Олимпийской чаше, я уже писала, но как описать восторг от выступления на арене стадиона суперзвезд мировой оперной сцены, испанцев по национальности - Монсеррат Кабалье и Терезы Берганса, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, Виктории де Лос Анхелес и Хайме Аррагаля? Это просто невозможно. На церемонии закрытия Сара Брайтман и Хосе Каррерас исполнили песню Эндрю Ллойда Уэббера «Друзья навсегда» - это стало отдельным ярким штрихом, дополняющим великолепную картину барселонской Олимпиады.

А теперь «перебираемся» на другой континент…

XXVI Олимпиада в Атланте (США) проходила с 19 июля по 4 августа 1996 года под знаком Рака, основополагающей чертой которого является особое отношение к дому, традициям, корням и истории в целом. Вот и основными темами красочного зрелища стала история Атланты и американского Юга в целом. История семей американских землевладельцев, их жизнь в роскошных усадьбах, балы, приемы и процветание за счет рабского труда на плантациях огромного количества людей, которое закончилась с началом войны между Севером и Югом - вся эта история нам известна, в основном, по знаменитой книге Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

Также одной из главных тем Игр стало столетие Олимпийского движения, в честь чего была отлита специальная юбилейная медаль. Талисманом игр выбрали абстрактную большеглазую фигурку по имени Иззи. Мощным аккордом церемонии прозвучало исполнение Селион Дион своей знаменитой певицей песни «Сила мечты», которую услышали не только 85 тысяч зрителей, но и 3,5 миллиарда человек по всей планете.

Одной из «фишек» церемонии в Атланте, вызвавшей огромный восторг у публики, явилось появление среди сотен артистов-«бабочек» огромной «птицы», которая, по преданию индейцев, приносит гром (птица заняла практически половину стадиона). Также поражали огромные танцевальные массовки, в состав которых вошли индейцы и чернокожие артисты, исполнявшие хиты в стиле спиричуэлс; ковбои, владеющие лассо; джазовые оркестры и прекрасные зарисовки-картины гигантского Театра теней, буквально нависшие над олимпийским стадионом. Здесь мы как бы воочию увидели греческих спортсменов античных времен: метателей дисков, ядер и копий, в финале словно застывших на старинных вазах и камеях. Режиссером-постановщиком этих церемоний стал Дон Мишер. Общее впечатление: очень зрелищно и эклектично, шумно. Нечетко выраженная идея, но тем не менее очень интересно!

Следуем дальше… Сиднейская Олимпиада 2000-го года, проходившая в Австралии с 15 сентября по 1 октября, привела меня в полный восторг своей масштабностью, гигантизмом и суперкреативным способом зажжения Олимпийского огня, о котором я уже писала ранее. Официальными талисманами игр стали три персонажа - Кукабарра Олли (в честь Олимпиады), Утконос Сид (в честь самого большого города Австралии - Сиднея), Ехидна Милли - в знак того, что игры проводились в 2000 году (Миллениум).

Итак, Олимпийские игры в Сиднее открылись 15 сентября 2000 года на стадионе Australia Stadium. Трибуны огромного спортивного сооружения, созданного по последнему слову техники, заполнили 110 000 счастливчиков со всего Земного шара. Настоящих счастливчиков, которым воочию, во всех невероятных красках Зеленого континента, представилась возможность наблюдать совершенно уникальные, ни с чем не сравнимые церемонии Открытия и Закрытия австралийской Олимпиады - первых летних Олимпийских игр нового тысячелетия. А это, как вы уже догадались, накладывало на организаторов и постановщиков грандиозного зрелища невероятную ответственность. И с этой сложнейшей задачей блестяще справились знаменитый австралийский режиссер Рик Бёрч и его команда.

Основными мотивами представлений стали исторические этапы становления самого отдаленного континента мира - Австралии. Сначала на огромной Олимпийской арене появилась не менее огромная конная группа австралийских ковбоев, которые яростным галопом проскакали по всему полю стадиона, превращенного режиссером действа в карту Австралии. В руках они держали олимпийские флаги с изображением пяти колец. После многочисленных перестроений (круги, шеренги, треугольники), ковбои еще раз проехали мимо зрительских трибун и ускакали.

Началось официальное открытие Игр: речи, выступления знаменитостей и исполнение гимнов. Затем ковбои снова выехали на арену, но уже с государственными флагами Австралии. Поразили и удивили многие моменты представления - историческая часть, которая началась с появления британского судна и первых поселенцев континента - какого-то странного и веселого лагеря каторжников, построение первых домов переселенцев, прыгающие и танцующие коробки для вещей. Красочный карнавал аборигенов, которые выехали на трех огромных платформах красного, синего и зеленого цветов и устроили настоящее экзотическое шоу.

Австралийское шоу также включало в себя продолжительную водную феерию - необходимо было показать теснейшую связь австралийского народа с океаном, окружающим континент со всех сторон. В лучах разноцветных светосистем вдруг возникли медузы, морские звезды, какие-то редчайшие и незнакомые обитатели океана всех сортов и оттенков - яркие, ослепительные, и сложилось ощущение, что публика находится где-нибудь в районе Большого Барьерного рифа. В воздухе летали экзотические попугаи и даже страусы.

А потом случилось нечто. На центральной сцене, по форме напоминающей металлическую пятиконечную звезду, появились сотни степующих артистов в клетчатых рубахах и шляпах. Еще несколько сотен степовали на трибунах в вертикальныых проходах рядом со зрителями. Затем вся эта масса спустилась на поле стадиона и, подложив под ноги небольшие металлические коврики, присоединилась к центровой «чечетке». Удивительное зрелище!

И это я еще практически ничего не рассказала об огромном духовом оркестре из двух тысяч человек, которые в течение получаса активно выполняли всевозможные перестроения по арене, исполняя знаменитые мировые симфонические хиты. На мероприятии отработали 13 000 артистов, для которых сшили около 15 000 костюмов, было использовано 15 т краски и 99 т осветительного оборудования.

На мой взгляд, это была еще и самая длительная церемония открытия Олимпийских Игр – я записывала ее практически пять часов подряд. На церемонии закрытия выступили знаменитые австралийские вокалисты - Кайли Миноуг, Ивонн Кенни (она исполнила Олимпийский гимн), Никки Вебстер и др. Прощание с Олимпиадой завершилось  фантастическим фейерверком. Супер!

А теперь с Зеленого континента моментально «перелетаем» в зимний Турин 2006 года, где с 10 по 26 февраля проходили юбилейные двадцатые Зимние Олимпийские игры. Здесь мне особенно запомнилась церемония Закрытия Олимпиады. Она началась 26 февраля 2006 года на «Стадио Олимпико» ровно в 22.00. Возможно, для того, чтобы прощание с Олимпийскими играми не выглядело слишком грустным, постановщик зрелища (в данном случае Даниеле Финци Паска, входящий в пятерку лучших режиссеров мира), решил устроить самый настоящий карнавал. А как же иначе, ведь когда-то он работал в Цирке Дю Солей, и цирковая эстетика, тем более такая невероятная (то ли цирк, то ли театр, то ли бродвейский мюзикл или киностудия, где снимают цирковой фильм), как во всемирно известном канадском цирке, весьма близка его сердцу и темпераменту.

Поэтому и в самом начале представления Паска выводит на арену стадиона белого клоуна - героя знаменитого фильма Федерико Феллини «Клоуны», а вслед за ним еще шесть клоунов и всевозможных персонажей. Это русалки, маги, пираты, королевская стража и жандармы, гоняющиеся за продавцом роз, люди в костюмах полярников, акробаты на кольцах, плавно парящие под куполом и передвигающиеся на шелковых лентах, воздушные гимнасты, жонглеры-факелоносцы… То ли лирическая картинка в духе раннего Феллини, то ли романтическая новелла из кинофильма «Дороги» того же Феллини, но уже с неким эксцентрическим налетом.

Все чувствовали, что вот-вот вспыхнет, взорвется мириадами огней, серпантина и конфетти и разноцветных шаров красочный итальянский карнавал. И он не заставил себя ждать – зрители увидели суперкарнавал карт Таро, за что я премного благодарна сеньору Даниеле, великолепнейшему Паске! Много лет мечтая о постановке именно карнавала Таро, я вдруг воочию увидела его на арене «Стадио Олимпико». Недаром же говорят, что идеи носятся в воздухе, и в разных концах земного шара люди одновременно придумывают похожие вещи - просто у одних больше возможностей.

Конечно же, именно этот карнавал из 78 Арканов величайшей колоды магических карт, когда-либо созданной на земле, и явился, на мой взгляд, настоящей фишкой закрытия Олимпиады. Для обозначения карт были сшиты длинные балахоны в «пол» с единственной прорезью для головы, чтобы актер, находящийся внутри, мог не только дышать, но и показывать гримасы, смеяться, грустить, выкрикивать какие-то фразы, скандировать и даже петь.

78 карточных фигур показали себя не только с лицевой стороны, но и, конечно же, с «рубашки» - они ложились, вставали, переворачивались вверх и вниз своими символами (как и положено в Таро!), прыгали, скакали, танцевали, устроив многокольцевой хоровод, а еще продемонстрировали несколько знаменитых Таро-раскладов: «Кельтский крест», «12 мистерий судьбы» и «Звезду магов». Возможно, не каждому зрителю были понятны эти конфигурации, и они воспринимали построения королевского и придворного персонала Великой колоды просто как яркое и красочное зрелище, но, уверяю вас, все вышеперечисленные элементы имели там место.

По окончании карнавала Таро на сцене, приподнятой над ареной стадиона, появился оркестр из 180 клоунов, игравших на духовых и ударных инструментах. Тут же в действие включились и зрители - облачившись в яркие карнавальные маски и темпераментно размахивая специальными серебряными подушечками, отражающими свет, они запустили по всем трибунам сумасшедшую карнавальную волну, которая буквально взорвала стадион!

Но карнавал не был бы карнавалом, если бы закончился на ноте «соль», не дотянув до песенной и веселой соседки «ля», поэтому карты Таро сменили персонажи импровизированной комедии масок дель арте - Арлекины, Коломбины, Пьеро, Пульчинеллы, Смеральдины, Доктор, Капитан, Ковиелло и др. Пока они исполняли свои дивертисменты, на них в буквальном смысле высыпали тонны конфетти.

Когда же этот разноцветный водопад рассеялся, зрители стали свидетелями необычайного зрелища (абсолютное новшество Туринской Олимпиады) - в самом центре сцены на высоте 15-20 метров от земли парили аэроакробаты (без страховок!), поддерживаемые исключительно мощнейшим потоком воздуха снизу (специальный прибор) и имитирующие полет птиц. Это было невероятно здорово и удивительно!

Еще один интересный момент шоу - грандиозное пиротехническое действо «Музыка огня», центральной фигурой которого стал некий арфа-дракон, изрыгавший языки пламени, когда ударяли по струнам его тела-арфы. На фоне этого огненного карнавала появились 398 девушек в свадебных нарядах (невесты Дракона?) - и огонь стал затухать, ведь у каждой невесты в руках оказался цветок, а внутри цветка - светлячок, символизирующий борьбу света и тьмы, добра и зла. Девушки образовали фигуру голубя, по форме напоминающую картину Пабло Пикассо «Голубка», а затем мгновенно перестроились в фигуру эмблемы Олимпиады.

Не буду здесь описывать концерт, участие в котором приняли мировые звезды во главе со слепым певцом Андреа Бочелли. Скажу одно - зрелища Туринской Олимпиады пришлись мне по вкусу и, думаю, многочисленным зрителям тоже. Что же касается режиссуры действа, то она, конечно же, не подвела – ярко, красиво, театрально, как и в случае описанной выше Барселонской Олимпиады.

В целом в церемонии закрытия приняли участие 240 профессиональных артистов и более 6000 добровольцев, подготовлено и продемонстрировано около 6500 уникальных костюмов. Просто великолепное зрелище!

 И последняя постановка, о которой мне непременно хочется рассказать, - это, конечно же, удивительнейшие, ни с чем не сравнимые церемонии Открытия и Закрытия пекинской Летней Олимпиады 2008 года, проходившей с 8 по 24 августа, конечно же, под знаком блистательного Льва. А если этот знак задействован в дате самой Олимпиады, значит, уже сразу можно ожидать от организаторов грандиозных и блестящих действ.

 Талисманом Пекинских Игр стали так называемые «Дети удачи». Согласно китайской философии, это 5 человек - Бэй-Бэй, Цзин-Цзин, Хуань-Хуань, Ин-Ин и Ни- Ни. Они изображали рыбу, большую панду, олимпийский огонь, тибетскую антилопу и ласточку. Девизом стала фраза «Один мир - одна мечта».

Потряс мир и сам олимпийский стадион, где проходили основные церемонии Открытия и Закрытия игр и который моментально окрестили «Птичьим гнездом» из-за его своеобразной конструкции. Китай продемонстрировал всему населению Земного шара сооружение из сплава необычного дизайна, современнейших технологий и небывалой функциональности, то есть пример того, как, в принципе, должна развиваться спортивная архитектура будущего.

Церемония Открытия игр состоялась на Пекинском национальном стадионе 8 августа 2008 года в 8 часов, 8 минут и 8 секунд вечера. Число 8 считается одним из самых магических и священных в древнем Китае и ассоциируется с такими понятиями, как уверенность, достаток и самодостаточность.

И, наконец, само грандиозное зрелище пекинской Олимпиады 2008 года, которое потрясло своей красочностью и национальным колоритом. Чисто профессионально было приятно наблюдать за тем, как необычно преподносятся китайцами собственные бренды и изобретения - как новые, так и самые древние, например, свиток рисовой бумаги весом в 800 кг, который по ходу действия постепенно превращается в печатный станок (второе изобретение). Каждой клавишей станка управлял отдельный артист. Танцоры «вырисовывали» на этом станке своими телами иероглифы, посредством которых в финале получалось слово «гармония».

Также неизгладимое впечатление произвели уникальное шоу 2008 барабанщиков, исполнивших в самом начале представления музыкальную композицию на национальном ударном инструменте фу, красота и слаженность движений такой большой группы, и, конечно же, профессиональное мастерство артистов. Также зрители могли наблюдать 3000 учеников знаменитого Конфуция (мыслитель и философ древнего Китая), одетых в ханьские одежды (хань - основная этническая группа китайцев, 92 % населения) и декламирующих отрывки из Лунь Юй (главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция).

Конфуцианцев на арене «Птичьего гнезда» сменили солдаты в старинных китайских одеждах, затем - актеры пекинской оперы и кукольное шоу. В воздух вслед за ними поднялись королевские драконы, сопровождаемые вспышками розовых и оранжевых фейерверков. Дальше было еще интересней - танец представителей 56 национальностей Китая, выступление 12 мастеров тай-цзи, процессия из цветов и танцоров в костюмах с управляемым электрическим освещением, и т.д. А практически в финале сотни актеров подняли плакаты с изображением лиц улыбающихся детей всех национальностей. Закончилось Открытие Олимпиады, конечно же, грандиозным фейерверком.

Не менее мощным и красочным оказалось и Закрытие Игр 24 августа 2008 года. Здесь главенствующей снова стала тема барабанов и барабанщиков, которая красной нитью прошла через все олимпийские зрелища. Сначала это были 200 барабанщиков в красных одеждах, созывающих на арену стадиона всех спортсменов - участников Олимпиады. Затем барабанщиков окружили 1140 танцовщиков с серебряными колокольчиками, а сверху к ним медленно спускались два огромных барабана вместе с барабанщиками, затем проехали колесницы - и тоже с барабанами.

Помимо «барабанных» спектаклей очень запомнилось преобладание ослепительно красного цвет во всем - например, 23-метровое «сооружение» под названием «Башня памяти», состоявшее из 396 артистов в красно-серебристых костюмах, которых в одну минуту «накрыло» 16 огромными красными покрывалами, в финале превратившимися в 16 лепестков гигантского цветка.

Впрочем, это потрясающее зрелище, надеюсь, еще свежо в памяти зрителей, хотя уже и вошло в историю своими гениальными находками. Постановщик всех празднеств Олимпиады-2008 - Чжан Имоу, режиссер, прославившийся культовым фильмом «Дом летающих кинжалов».

Я считаю зрелища Олимпиады в Пекине одними из самых ярких, красочных и впечатляющих среди всех массовых олимпийских церемоний. Они несколько эклектичны, глубоко замешаны на национальном китайском колорите, но этим, наверное, и особо интересны. Кто сможет превзойти по части режиссуры этот удивительнейший массовый спектакль? Возможно, Лондон или Сочи? Время покажет.

Нам же остается только с нетерпением ждать невероятных, удивительных открытий и новых креативных горизонтов в области развития Олимпийского массового театра. Да поможет ему Бог!

 

Валерия БРАВО

Похожие статьи
Почему Бог играет?
Несмотря на то, что русское слово «праздник» происходит от славянско-го «праздный», не занятый делами, а оно, в свою очередь, от «порож-ний», то есть пустой, не следует думать, что праздник означает лишь возможность «оттянуться со вкусом» (имея в виду вкус соответствующих горячительных напитков). Язык выражает дух народа. Не обладая досто-инством Божества, дух народа мудр и заслуживает вслушивания. От чего же свободен, «пуст» праздник? Иначе говоря, чего в празднике не должно быть?
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone