В иной реальности

Share
В иной реальности

Устроителям четвертого по счету благотворительного фестиваля «Ан­тон тут рядом» удалось ненавязчиво, затейливо и даже стильно показать окружающим мир глазами человека с аутизмом, попутно приобщая всех к творчеству, игре или ремеслу. Гостей и не думали пугать диагнозами и грузить проблемами – наоборот, происходящее излучало сплошь креатив, позитив и мажор.

Каждый мог легко почувствовать эмпатию, когда вдохновенно дирижировал «Слепым оркестром» или слушался «голоса разума» во время необычной экскурсии, медитировал в миниатюрном травяном садике или создавал масштабную деревянную инсталляцию, осваивал технику линогравюры или раскрашивал картонный город, учился танцевать или просто мечтал, встав в круг и взявшись за руки с участниками интеграционного спектакля.

Фестиваль носит то же название, что и Центр творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом, а тот в свою очередь получил его от документального фильма Лю­бови Аркус об аутисте Антоне Харитонове. Вход на остров был традиционно бесплатным, но мероприятие предусматривало добровольные посильные пожертвования.

Девизом этого года стало емкое высказывание Вани, студента центра: «Жизнь – это совершенная разнота». Эта же фраза вдохновила и создателей интерактивной прогулки, на которую каждые полчаса отправлялась от павильона группа любопытствующих, надев наушники. Гидом была милая девушка в приметной красной шапочке, а невидимый экскурсовод в научно-популярной и шутливой манере рассказывал слушателям, что люди с расстройством аутистического спектра отличаются особой чувствительностью к прикосновениям, звукам, запахам или цветам. Чтобы ощутить, каково это, экскурсантам предлагалось, например, выбрать добровольца и пощекотать ему ладошки («Представьте, что вас щекочет солнечный лучик», – ласково рекомендовал голос). Или принять позу статуи и замереть («Мы – внутри спектакля, а все вокруг – декорации», – подбадривал голос). Или выбрать себе партнера и долго-долго глядеть на него, не отводя взгляд. Это задание оказалось самым трудновыполнимым, но из наушников звучало сочувствие: да, мол, это трудно, и в нашем социуме так вести себя не принято, и вы сейчас, конечно, чувствуете неловкость, но сделайте умное лицо – а для этого сложите в уме 32 и 574, разделите на два, а результат сообщите тому, кто стоит напротив…

Обойти все диковинные площадки удалось только самым стойким: фестиваль начался в солнечный летний полдень выступлением артистов «Упсала-цирка», а закончился поздним вечером – промозглым и осенним – песнями группы «Ме­гаполис», кинопоказом жур­нала «Сеанс» и фортепианным концертом.

В сувенирной лавке торговали изделиями, выполненными студентами в швейной, гончарной, декораторской, переплетной, столярной и графической мастерских. Вышитые подушки, лоскутные одеяла, холщовые сумки, забавные свитшоты, керамическая посуда, расписные подносы, гирлянды и блокноты могут конкурировать с изделиями настоящих дизайнеров.

В шатре шили мягкие иг­рушки, декорировали брелоки, мастерили тетрадки и книжки. Можно было купить майку с готовым принтом, выполненным по эскизам студентов, или придумать собственный рисунок, а пока его наносят горячим утюжком, сходить послушать, как поет певица Manizha или играет оркестр «Антон тут рядом». Устал – приляг на пуф прямо посреди лужайки или устраивайся в шезлонге на пирсе. Заскучал ребенок – отведи его на детскую площадку, пусть полазает по большущему остову пиратского корабля или порисует, усевшись под деревом с мольбертом. Проголодался или замерз – погрейся и перекуси в одной из закусочных в круглом кирпичном здании «Бутылки».

Как раз в «бутылочном» дворе-колодце и происходило все самое интересное с точки зрения инклюзии. Там резвились музыканты-импровизаторы с завязанными глазами и давал свой авторский мастер-класс голландский хореограф Эндрю Гринвуд, а научно-театральный проект GENEZIS будоражил сознание интерактивным спектаклем-экспериментом «Версия: эмпатия». Люди всех возрастов увлеченно выполняли задания и весело смеялись, с истинно детской непосредственностью повинуясь таинственному голосу – тому самому, что звучал в наушниках на прогулке, ибо создателями и спектакля, и экскурсии оказались одни и те же люди. А текст монолога и виртуального режиссера, и экскурсовода был озвучен при помощи сервиса Google. «Беритесь за руки, друзья! – призывал голос. – Смотрите на людей вокруг и мечтайте. Закройте глаза: так лучше видно. Мечтайте – и не мешайте мечтать другим…»


Мария КИНГИСЕПП, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

Новости
Система управления проектной деятельностью
Умение повеселится
Что смотреть на RIGA IFF 2017?
Рыжий фестиваль перенесли
Нашему народу хорошо делать нельзя!
В "Зарядье" вандалы уничтожили почти 10 000 растений за три дня.
Москва в День города
Внимание! Режиссерам, организаторам мероприятий, сценаристам, руководителям учреждений
Проголосуй и получи подарок!
Поисковый портал 4BANKET объявляет о проведении уникальной акции - Голосуй за номинантов премии «Столичный банкет» и получай сертификаты на посещение одного из самых популярных ресторанов Москвы на сумму 2000 руб.
Духовник Путина отказался консультировать режиссера "Матильды"
Владыка Тихон, называемый духовником российского президента, прокомментировал фильм «Матильда», в котором мог стать консультантом. Проблема совсем не в образе Николая II
Порошенко предлагал Серебренникову снять пропагандистский фильм
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone