«Культура — это не десерт»

Share
«Культура — это не десерт»
В городе Выкса Нижегородской области прошел фестиваль новой культуры «Арт-овраг», за шесть лет своего существования ставший одним из самых заметных опытов экспансии актуального искусства в моногород.

Его курировали Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, последние десять лет работающие над программой «Архстояния» в Никола-Ленивце — еще одного фестиваля, зарекомендовавшего себя как коллаборация современных художников и архитекторов с «аборигенами». «Артгид» разбирается, как московские кураторы и художники работают с местным сообществом и что из этого получается.

Фестиваль «Арт-овраг» проходит в Выксе с 2011 года и славен тем, что — в отличие от большинства своих сородичей — имеет характер исследования, основанного на работе с местным жителями. При этом он популярен в городе настолько, насколько это вообще возможно в существующих условиях. Со временем, как предполагается, вокруг фестиваля должна нарасти полнокровная культурная инфраструктура, которую в будущем смогут обеспечивать сами горожане, а не приглашенные московские художники и кураторы. Сейчас же куратор фестиваля Юлия Бычкова говорит о том, что культурная индустрия в Выксе для начала должна стать такой же важной, как металлургическая, поскольку «культура — это не десерт, а основное блюдо».

Успех «Арт-оврага» говорит о том, что децентрализация по-прежнему в тренде. Мы знаем примеры, когда культурное сообщество в регионах возникало вокруг институций, созданных редкими энтузиастами (культурный центр TEXTIL в Ярославле, галерея «Х.Л.А.М.» в Воронеже, самопровозглашенный институт современного искусства КИСИ и галерея Red Gift в Краснодаре). «Арт-овраг» демонстрирует подход принципиально иной, но оттого не менее любопытный. Его кураторы приняли необычное решение, оттолкнувшись от потребностей аудитории, а не от устоявшихся представлений об «эффективном» фестивале в провинции. Поэтому нынешний «Арт-овраг» преимущественно был выстроен вокруг собирания мнений, фактов и свидетельств, а не отдельных арт-объектов и проектов, как это зачастую происходило в прошлые годы.

Екатерина Кулева. Арт-плоты. Луна. Фото: Фестиваль новой культуры «Арт-овраг»

Конечно, любое вторжение извне, предполагающее навязывание ценностей условного московского креативного класса городу с населением в 50 тысяч человек, изначально воспринимается скептически.

К примеру, фестиваль «Архстояние», который сегодня так же, как и «Арт-овраг», курирует Антон Кочуркин, уходит корнями в 1980-е, когда художник Николай Полисский, архитектор Василий Щетинин и их единомышленники облюбовали деревню Никола-Ленивец в Калужской области и создали там творческую артель. Со временем она стала для местных жителей и источником дохода, и объектом спекуляций на нуждах туристов. «Аборигены» помогали Полисскому вылепливать армии снеговиков на берегу реки Угры, строить зиккураты и прочие внушительные ленд-арт-объекты, параллельно создавая туристическую инфраструктуру и завышая цены. Мало-помалу, расширяя формат и меняя инвесторов, фестиваль превратился в филиал Парка Горького, которому неинтересно ни критическое осмысление своего места, ни ироничное хождение в народ, с которого начиналась история Полисского.

Только в 2015 году, потеряв главного спонсора — компанию «Архполис» и перебравшись из парка Никола-Ленивец в деревню Звизжи, фестиваль вновь обрел черты того жизнестроительского проекта, который изначально затевал Полисский. Может, волна туристов и схлынула, но зато Полисский перестроил заброшенный деревенский магазин, архитектор Алексей Козырь превратил остановку на въезде в село в «Бельведер Звизжский», а местный ДК получил в пользование арку от бюро ARCHPOINT.

Вид экспозиции выставки «Можно из-под крана?» (куратор Екатерина Крылова) в Музее истории АО «ВМЗ», Выкса. 2017. Фото: Фестиваль новой культуры «Арт-овраг»

В Выксе кураторы решили действовать от противного и попытались для начала создать новую социальную среду, которая бы в свою очередь породила и рабочие места, и очаги городской культуры. Тем более, как показало исследование, последняя до сих пор была сосредоточена преимущественно в гаражах и сараях, заменивших жителям парки и ДК. На деле же получилось немного облагороженное городское празднество с очередью к «арт-плотам», танцами и приветственными речами главы администрации. Все-таки основными потребителями новой культуры в Выксе выступают те же рабочие с завода, а наиболее податливым художественным материалом становится их повседневность: стены пятиэтажек, на которых возникли муралы Стаса Багса и Паши 183, дворы, получившие приставку «арт-», а вместе с ней — детские площадки, беседки и скамейки, спроектированные и сделанные художниками вместе с местными жителями.

В этой связи наименее удачной выглядела выставка «Можно из-под крана?», прошедшая в Музее истории Выксунского металлургического завода, который, собственно, и организовывает фестиваль. Она объединила ферму по культивированию зеленых насаждений, паровые машины и драгоценные кристаллы, выращенные в воде, с работами 15 современных художников, среди которых — Александр Повзнер, Наталья Зинцова, Илья Федотов-Федоров, Илья Долгов и другие авторы, исследующие экомышление и урбанизацию. Однако успехом на выставке пользовался лишь автомат с газированной водой из коллекции Музея советских игровых автоматов.

Миша Most. Выкса 10 000. 2017. Граффити на стене АО «ВМЗ», Выкса. Фото: Фестиваль новой культуры «Арт-овраг»

Зачастую дурная репутация современного искусства в провинции объясняется в первую очередь отсутствием кадров, которые могли бы заниматься его популяризацией и образованием местных жителей. С кадрами у «Арт-Оврага» проблем нет: еще в прошлые годы кураторы решили встряхнуть моногород и его жителей с помощью стрит-арта — тех самых легализованных муралов, которые в Москве приняли характер эпидемии, а на обшарпанных пятиэтажках Выксы заиграли новыми красками. В этом году не обошлось и без производственных рекордов: по инициативе творческого объединения «Артмоссфера» художник Миша Most расписал местный металлургический завод, создав самое большое, в десять тысяч квадратных метров, граффити в мире. Стрит-арт дополнили лекции по урбанистике, уличный театр (над постановками работал Юрий Муравицкий) и фудкорт.

Liquid Theatre. Спектакль «SVаDьБа» (реж. Алексей Жеребцов). Выкса, 2017. Фото: Фестиваль новой культуры «Арт-овраг»

Работая над созданием новой среды, организаторы не стали выхолащивать старые культурные коды — и это очень важно. Выкса, напротив, активно работает на популяризацию уже имеющегося культурного бэкграунда: здесь есть своя башня инженера Шухова — почти такая же, как на Шаболовке, только водонапорная, и выполненное все тем же Шуховым сводчатое покрытие выксунского завода; есть и дом-усадьба промышленников братьев Баташевых.

Сейчас выксунский фестиваль, конечно, представляет собой захватывающую игру в современную культуру, но ее частью все еще остается формирование новой культурной политики города. Кроме того, бо́льшая часть событий и преобразований изначально нацелена на местных жителей, а не на туристов, приезжающих в Выксу на два дня раз в год. Такие моногорода вполне имеют шанс стать взлелеянным кураторами альтернативным пространством, в рамках которого возможно как критическое высказывание, так и совместное производство искусства с местным сообществом. Первое, правда, пока так и остается мечтой, но второе вполне осуществилось.

artguide.com

Новости
Сладкий Хеллоуин
Московская мастерица – 2017
В столице пройдет финал конкурса «Московская мастерица – 2017»
"Новогодоведение, вчера, сегодня, и завтра"
Медведев уволил Никиту Михалкова
Серебренников: Театр стал опасным искусством в России
Таким, каким театр стал сегодня в России, он «не был практически нигде и никогда», считает худрук «Гоголь-центра» Таким, каким театр стал сегодня в России, он «не был практически нигде и никогда», считает худрук «Гоголь-центра»
«Приключения медведя Бригсби»
Забытые факты о Playboy
Девственность Хефнера, спасение марихуаны и самоубийство в кругу красоток
На волнах качался буй - первый в мире секс-круиз
Во вторник, 26 сентября, в Венеции стартовал первый в мире секс-круиз Desire Cruise. Около 700 пассажиров отправились в недельное плавание на роскошном лайнере Azamara Quest, где разрешено практически все: секс в публичных зонах, обмен партнерами и на что еще хватит фантазии отдыхающих. Главное, чтобы по взаимному согласию. Желающих попасть на борт было столько, что организаторы уже запланировали второй такой круиз на следующий год.
Отказался финансировать московскую «Ночь музыки»
Департамент культуры Москвы в этом году отказался финансировать очередную акцию «Ночь музыки», намеченную на 10 октября. Об этом The Village рассказали в продюсерском центре «Кристалл», который является одним из соорганизаторов акции.
Умер Хью Хефнер, основатель Playboy
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone